• worldskills new logo
  • молодежь решает БРСМ
  • постельное белье
  • профессиональные субботы
  • профессиональные субботы


Цели и задачи

Цели и задачи экспериментальной деятельности на 2020/2023 учебные года

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну.

Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является формирование экономических компетенций современных учащихся, что обусловлено повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики. В разделе 7 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено создание в нашей стране эффективной национальной системы делового образования, которое направлено на подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности и развитию ключевых компетенций.

Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. Поэтому вопрос формирования предпринимательских компетенций у молодого поколения современного общества – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства.

Социально-экономические изменения, происходящие в современной Беларуси, ставят важную педагогическую проблему – сформировать экономически грамотного молодого человека, который будет способен к осуществлению эффективной экономической деятельности и сможет оценивать её не только с позиции экономической целесообразности, но и с позиции нравственной ценности.

Экономическая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Экономическая грамотность – это уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.
В процессе формирования финансовой грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе: умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы, на активность при участии в ролевых и деловых играх. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности – трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость.

Новизна экспериментального проекта состоит в содействии в профессиональном самоопределении обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации. Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решения формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи; разработке и продвижении социальных бизнес-проектов; проведении маркетингового исследования; поиске социальных партнёров; экономических расчётах; формировании у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.

Современной Беларуси нужен профессионал нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением своим инновационным трудом способствовать личному преуспеванию и росту богатства страны.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта.

Согласно концепции структуры и содержания профессионально-технического образования, главной его частью является «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».

В связи с этим, одной из важнейших, встала задача подготовки финансово грамотной личности, обладающей познаниями в экономической сфере.

Предъявляемые социальные требования к экономической грамотности обучающихся необходимы для его адаптации к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Данный проект существенно расширяет и дополняет знания учащихся о предпринимательской деятельности, об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит учащимся приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность проекта продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками экономического рынка.

Реализация проекта приведет к воспитанию наших детей финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Гипотеза: успешное развитие навыков предприимчивости у молодежи станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность учащихся, педагогических работников и социальных партнеров через разработку и поддержку новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры.

Цель проекта: Создание эффективной образовательной среды в учреждении профессионально-технического образования по развитию предпринимательской культуры и формированию финансовой грамотности обучающихся

Задачи проекта:
-изучить и проанализировать состояние проблемы развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся лицея;
-разработать и апробировать учебно-методическую модель развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся лицея;
-сформировать у учащихся систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
-овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-сформировать ответственность за принятие экономических решений;
-определить критерии и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся, провести мониторинг образовательного процесса и промежуточных результатов;
-разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования финансовой грамотности обучающихся;
-обеспечить поддержку новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры, навыков финансовой грамотности и делового общения обучающихся через внедрение информационных технологий в образовательное пространство учреждения образования.

Цели и задачи экспериментальной деятельности за 2017/2019 учебные года

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну, основана на расширении образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формировании научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности посредством использования новых технологий работы. К таким технологиям можно отнести Интернет-технологии и информационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться учащиеся и педагоги. Современный период характеризуется стремительным развитием информационных технологий. Обществу нужна личность, умеющая находить необходимую информацию. Возникла необходимость формировать такие качества личности, которые позволят стать ей инициативной, самостоятельной, компетентной.

Программа эксперимента нацелена на формирование надпрофессиональных компетенций путем использования виртуального музея образовательного учреждения и Интернет-технологий, которые значительно расширят рамки традиционного музея, сформируют круг его постоянных посетителей, будут способствовать развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.

Учреждения профессионального образования должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции:

  • Социально-трудовая – овладение умением ставить цель, планировать время, умение принимать решение;
  • Информационная – овладение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне информационных технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем;
  • Коммуникативная –  овладение умением вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс;
  • Ценностно-смысловая – овладение навыками способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • Общекультурная – овладение навыками познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, компетенции в культурно-досуговой сфере.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации, будет способствовать социализации учащихся, стимулировать их познавательную активность. Учащиеся смогут пополнить информационную базу и повысить эффективность использования музейной информации.

Сбор информации на определенные темы, ее обработка с помощью информационных устройств для проведения экскурсий, музейных уроков, написания рефератов, докладов, исследовательской работы, фото- и видеосъемки,  будут способствовать формированию информационных компетенций; умение работать в группе, коллективе, выступление перед аудиторией с результатами своей работы с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); умение задавать и отвечать на вопросы; владеть приемами действий в ситуации общения – окажет положительное влияние на формирование коммуникативных компетенций.


В результате посещения выставок и музеев, библиотек, участия в различных мероприятиях и акциях формируются знания о типичных социальных ролях гражданина, учащегося, работника, а следовательно, - общекультурные, социально-трудовые компетенции.

Предполагаемая модель воспитания средствами интерактивного музея имеет непреходящую ценность в формировании ключевых компетенций, она может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории лицея, а через него – к истории города и страны. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории лицея на различных этапах его жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности, т.е. формированию социальной и исследовательской компетенции учащихся.

Задачи экспериментальной деятельности в 2018/2019 учебном году:

  1. Определить уровень сформированности надпрофессиональных компетенций у учащихся экспериментальной и контрольной групп.
  2. Пополнить банк данных виртуальных музеев «Самабытная культура Беларусі», «Музей профессий», «Модный швейный салон конца XIX века начало ХХ века» новыми информационными материалами и экспонатами.
  3. Апробировать образовательно-воспитательные мероприятия по формированию надпрофессиональных компетенций будущих специалистов с использованием возможностей виртуальных музеев «Самабытная культура Беларусi», «Музей профессий», «Модный швейный салон конца XIX века начало ХХ века».
  4. Провести промежуточный анализ результатов экспериментальной деятельности.
Задачи экспериментальной деятельности в 2017/2018 учебном году:

  1. Проанализировать и обобщить научно-теоретические исследования и современные научно-педагогические подходы к формированию надпрофессиональных компетенций.
  2. Определить уровень сформированности надпрофессиональных компетенций у учащихся.
  3. Апробировать мероприятия информационного и тренингового модулей модели формирования надпрофессиональных компетенций будущих специалистов с использованием возможностей виртуального музея.
  4. Провести промежуточный анализ результатов экспериментальной деятельности.