Толерантность - особенность национального характера белорусов

 «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать по водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу

Упражнение «Чем мы похожи»

Время проведения: 7 минут.

Я приглашаю вас выйти в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Делается вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.

 

Упражнение: «Цветок толерантности»

Время проведения: 10 минут.

Ребята, я вам привезла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаются лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку). Что общего в этих словах? (они отражают те качества человека, которые помогают нам принять другого). Лепестки прикрепляются к серединке, на которой написано слово толерантность.

А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные)

Игра «Волшебное слово»

Время проведения: 3 минуты.

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … (До свидания)

Игра «Человек с планеты Земля»

Время проведения: 5-7 минут.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

Добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный

Поочерёдно называют выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Земля. Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок.

Упражнение «Мировое приветствие»

Время проведения: 2 минуты

Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:

Беларусь – объятие, рукопожатие;

Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки;

Китай – лёгкий поклон со скрещенными на груди руками;

Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки;

Индия – лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам;

Япония – лёгкий поклон, ладони прижаты друг к другу перед грудью;

Испания - поцелуй в щёку, ладони лежат на предплечья партнёра;

Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза;

Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев;

Эскимосы – потереться друг о друга носами.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: А сейчас вам предстоит создать эмблему толерантности. Разбейтесь на группы по 4-6 человек и на основании того, что вы уже слышали, нарисуйте такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5 минут. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3 минуты) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Доставь радость»

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то. Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Сотворение чуда»

Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Упражнение «Кораблекрушение»

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.